Alter vista crafts
ОБРАТИМОСТЬ ВРЕМЕНИ


Или хроники появления первой коллекции
Однажды я купила… Стойте! Так начинаются все мои истории. Сегодня начну с ответа на вопрос «зачем я все это купила?»…
Несколько лет назад мои внутренние искания сводились к мыслям об архитектурном наследии и его постоянном уничтожении. Я ходила по улицам и видела варварские реконструкции, подмечала каждое утраченное окно и каждый зашитый исторический фасад. Пока одни пытались спасти осколки прошлого, другие, превосходящие численностью, мчались с монтировкой на другой объект. Плитка потрескалась - уложить новую! Краска облетела - заменить окна! Меня возмущало, что большинству предметов старины общество разрешает жить лишь в музейной сохранности, но ведь с каждым годом количество утрат лишь растет. Почему нужно списывать эти вещи со счетов, ведь они и есть время. Время, к которому можно прикоснуться.
И я занялась светом. Во-первых, электрика коррелировала с моим основным образованием, во-вторых, всю эту историю можно было уместить в границы небольшой квартиры.

Винтажный мир полон сюрпризов и открытий, но ниша освещения, на первый взгляд, разнообразная, на поверку в общей массе представлена продавцами со сложившейся иерархической ценностью небольшой группы предметов, кочующих из одного дизайн-проекта в другой. А что за гранью этого круга?

За гранью были детали. Разрозненные, некомплектные, забытые и малоизвестные. Многие из них качественные, прям как те двери и плитка, которые почти никому не нужны.
Что если взять такую деталь и постараться вернуть ее в жилой обиход?
Сможет ли такая вещь конкурировать с растиражированным витажом?
Сможет ли вещь, созданная с идеями zero-waste, занять достойное место в интерьере?
Возможно ли свои внутренние ориентиры перенести на модели потребления масс?
Потребовалось несколько месяцев, череда проб и ошибок, чтобы дать утвердительный ответ на каждый вопрос.
Электрика как искусство
И сегодня, в свой День Рождения,
с радостью рассказываю о первой
коллекции освещения!
Однажды я купила старое стеклянное основание от советского светильника (ориентировочно, 1980е). Основание очень редкое, ранее встречала лишь единожды у зарубежной коллеги. Толстое красное стекло насыщенного алого цвета потрясло своей яркостью и лаконичностью. Металлические детали повреждены коррозией.
Женя (lush vintage studio) вдохновила на установку шара. Запланировала редизайн и начала искать плафон-сферу подходящего размера.

Нашлось несколько предложений. Изначально рассматривала только белые варианты, но среди них выбивалось одно. Выделялось своей непривлекательностью.

На нечетком кадре в желтом искажающем свете лежали шары с разводами, цвет плафонов казался бежевым. Я была уверена что плафоны новые из строительного магазина. Иначе чего бы им столько времени продаваться?
Что-то ценное, с точки зрения продавцов популярного винтажа, выкупается в первые же часы. Но меня тянуло к этим предметам хоть я и понимала что вряд ли подойдут для красного основания.

Послушала интуицию. Поехала.
Я не могла поверить своим глазам! Фото и реальность отличались до неузнаваемости.

Взяла в руки один из самых прекрасных стеклянных плафонов за свою практику: многослойное тяжелое стекло ручной работы очень похожее на Италию 60-х годов, как позже узнаю "white opal glass and marble" на зарубежных аукционах.

Я не верила своему везению: фактически, открываю впервые эти вещи.

Каждый плафон имеет свой уникальный рисунок. Подсвечивается каждый слой стекла: разноцветный мраморный узор, потом вкрапления белого как внеземная атмосфера, прозрачный слой и опаловая подложка. Создается ощущение заполненного объема, что-то космическое.

И мне повезло вдвойне: вместе с плафонами продавалась люстра, на которой сохранилась заводская этикетка: Kamenický Šenov. Вопрос атрибуции решился в момент покупки - большая удача.

Люстра изготовлена в Чехословакии в 1960-70-х. Знаете почему ее не купили раньше?
Потому что не признали. На аукционах типично встречаются варианты из опалового и прозрачного стекла, моя находка куда более редкая, вероятно, лимитированный выпуск.

Металлический каркас люстры сильно пострадал, проводка проржавела, корпус грязный. Кстати, приобрела эти вещи рядом с одним конструктивистским городком, поэтому предполагаю использование люстры на кухне с затоплением потолка через деревянные перекрытия, думаю, в финале люстра оказалась на помойке, иначе я не смогла объяснить царапины на верхней части плафонов, конечно, это мои фантазии... но, так, для анамнеза.
Внутренний спасатель прекрасного ликовал - я ехала делать свет!
Плафон к красному основанию подошел идеально. Оставалось решить проблемы с металлом и придумать как закрепить плафон нетипичной фиксации на основании.
Сперва покажу ламповую комбинаторику, а потом готовый результат.

Придумав первую лампу взглянула на оставшиеся 3 плафона. Все должны светить!
Что если сделать коллекцию? С учетом разнородности деталей задача казалась трудновыполнимой. Каждый плафон тяжелый, вопрос создания новых светильников был прежде всего конструкторской задачей.

Решила не забегать вперед и начала с разбора каркаса. Штанга, рожки, потолочная чаша - все было в плохом состоянии, а вот чашки крепления плафонов сохранились неплохо. Отмыв их, подумала, что было бы здорово сохранить родное покрытие..

Отталкиваясь от этой мысли вспомнила про другой светильник, тоже 60е, ГДР - цвет совпал. Дополнила отреставрированной латунью, собрав новое основание. Светильник "СФЕРА+ЛАТУНЬ" был готов первым.

Предметы, которые послужат основой коллекции:
От основания осталась еще пара красивых стеклянных деталей. Безотходное производство - это то к чему стремлюсь, начала искать как задействовать эти части. При участии люстры из ГДР появился подвес "ПАРЯЩАЯ СФЕРА". Делала его и поражалась как детали разного географического происхождения могут хорошо сочетаться в новой конструкции.

Получилось две лампы и один подвес.
Белую ножку от лампы также смогла оживить в сферической форме. Лампа "КИСЛОРОД"
Оставался четвертый плафон и ноль мыслей касательно его оформления. Пошла в интернет за вариантами.
Вероятность встретить второе идентичное красное основание из стекла стремилась к нулю, стала смотреть все красное - ничего не подходило. Даже не знаю сколько часов я провела в сети, как сайт знакомств: ищешь - перебираешь, а потом видишь ЕГО!
Он, то бишь основание, оказался вазой. Редкой советской вазой из оргстекла с разводами под мрамор. Оно!
И снова в жизни лучше чем на фото: тяжелое, устойчивое, яркое.
Конструкция далась легко. Так появилась лампа "СФЕРА и ВАЗА"
Коллекция почти готова.
Финальным штрихом стало включение в коллекцию предмета, который появился чуть раньше. В СССР в 70-80е излюбленным типом стеклянных ламп были псевдокеросинки (3 кадр пример с Авито). Их вид не совпадает с моим чувством прекрасного, поэтому с полностью сохранившимися светильниками этого типа не работаю - никогда не нарушаю целостность вещей, которые еще могут служить в оригинальном виде. Но если встречаю некомплект, то без терзаний совести беру в работу.
Ко мне попало основание лампы без верхних стеклянных частей:
Стекло на лампе не уступает лучшим представителям европейского дизайна тех лет, мне захотелось раскрыть его красоту. Охристое, яркое. Сделала ночник-маячок. Светит мягко, градиентно. Конструкция экспериментальная, новая. Вишенка на торте, точнее, кнопка на макушке, удобна в использовании. Лампа неяркая, ночная.
Назвала лампу "ЖЕЛТЫЙ МАЯК"
Один светильник стал основой для трех новых и вдохновил на создание еще трех.

Лампы, собирайтесь, едем на выездную съемку! Забудьте годы пыльных углов, я должна показать вас миру.
Миру, в которым вы будете светить, в котором кто-то сможет сделать вас отправной точкой для интерьера.
Обратимость времени



Сфера на красном

Настольные лампы с большими шарами снабжены клавишными переключателями на проводе и дополнены беспроводными эргономичными диммерами с функцией запоминания последнего сценария освещения.
Беспроводные диммеры

Сфера и ваза

Желтый маяк

Сфера+латунь

Кислород

Парящая сфера
За счет технологичной лампочки реализуются различные сценарии освещения, от ночника до яркой лампы, раскрыв всю красоту редкого винтажного стекла.
Решила ли вопросы старого света? Вероятно.

Но больше помогла себе. Я инженер, занятия дизайном и редизайном мне интересны как область для решения проблем времени, в котором погоня за новизной приводит к перепроизводству, в конце концов, "где родился - там и пригодился" вовсе не аксиома.

Спасибо за внимание, всем Свет!
Made on
Tilda